ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 11 из 32
Не прочитано
6 , Июнь 2015
План-факт

Удобный способ анализа отклонений дохода от продаж

Действенный метод определения степени влияния различных факторов на расхождения между бюджетными и фактическими показателями объема реализации продукции.

Алексей Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Когда фактическое поступление средств не соответствует запланированному в бюджете продаж, руководство требует от финансовой службы объяснить причины этих отклонений. В этом случае можно воспользоваться методом факторного анализа. Он позволяет выявить, какой из факторов и в какой степени вызвал расхождения, а также понять, какое из подразделений должно минимизировать эти риски в дальнейшем. Рассмотрим факторы, оказывающие воздействие на доход от продаж.

1. Цена реализации единицы товара. Формирует коммерческая служба исходя из рыночных условий и реалий конкурентной борьбы. Данная величина может повышаться или понижаться, что напрямую сказывается на доходности продаж. Влияние фактора рассчитаем по формуле:

Фактор цены реализации = (Цена реализации единицы продукции по факту – Цена реализации продукции по плану) × Фактически проданные единицы продукции × Фактический уровень валового дохода от продаж.

2. Структура продаж. Зависит от степени эластичности покупательского спроса при колебаниях цены реализации и от проведения стимулирующих акций маркетинговой службой компании. Чтобы определить влияние данного фактора, воспользуемся формулой:

Фактор структуры реализации = (Фактическая доля товарной группы в общем объеме продаж – Плановая доля товарной группы в общем объеме продаж) × Фактическая сумма реализации товарной группы × Фактический уровень валового дохода от продаж по товарной группе.

3. Себестоимость реализации продукции. На нее непосредственно влияют либо закупочная цена товара, либо производственная себестоимость продукции. При этом последняя меняется за счет корректировки стоимости сырья и динамики производственных затрат. Ответственными за отклонения себестоимости реализации могут быть отдел закупок и служба производства. Влияние фактора вычисляем по формуле:

Фактор себестоимости реализации = (Фактический уровень валового дохода – Плановый уровень валового дохода) × Фактический объем реализации.

4. Количество проданных единиц. Разница в количестве реализованных единиц продукции входит в сферу ответственности коммерческой службы компании. Определяем влияние данного фактора с помощью формулы:

Фактор количества реализованных единиц = (Фактическое количество реализованных единиц – Плановое количество реализованных единиц) × Фактическая цена продажи × Фактический уровень валового дохода от реализации.

Пример анализа

Рассмотрим применение расчетных формул на примере компании «Альфа». Бюджет продаж на I квартал 2015 года представлен в таблице 1, а фактические данные — в таблице 2.

таблица 1. Бюджет продаж на I квартал 2015 года в аналитике по номенклатурным группам продукции
Номенклатура продукцииОбъемы продаж за I квартал 2015 года (план)
кол-во, кгцена, руб.сумма, руб.структура, %доходность, %доход от продаж, руб.

Мясопродукты, в т. ч.

767 731

236

181 465 265

100,0

37,2

67 582 832

Ветчины

37 607

250

9 401 750

5,2

35,0

3 290 613

Колбасы варено-копченые

90 361

315

28 463 715

15,7

38,0

10 816 212

Колбасы вареные

190 766

180

34 337 880

18,9

38,0

13 048 394

Колбасы полукопченые

89 958

350

31 485 300

17,4

34,0

10 705 002

Колбасы сырокопченые

47 258

400

18 903 200

10,4

37,0

6 994 184

Сардельки

99 508

165

16 418 820

9,0

35,0

5 746 587

Сосиски

212 273

200

42 454 600

23,4

40,0

16 981 840

Кондитерские изделия, в т. ч.

147 550

160

23 623 020

100,0

41,5

9 809 296

Торты

12 459

250

3 114 750

13,2

45,0

1 401 638

Печенье

62 877

115

7 230 855

30,6

48,0

3 470 810

Конфеты

54 285

200

10 857 000

46,0

37,0

4 017 090

Зефир

17 929

135

2 420 415

10,2

38,0

919 758

Всего по компании

915 281

 

205 088 285

  

77 392 127

Итак, общее отклонение планового валового дохода от фактического составило 1 947 429 рублей (77 392 127 — 75 444 698). Причем если по номенклатуре мясопродуктов бюджетные значения поступлений оказались выше полученного дохода на 2 349 811 рублей (67 582 832 — 65 233 021), то по кондитерским изделиям план перевыполнен на 402 381 рубль (10 211 677 — 9 809 296).

таблица 2. Фактические данные о реализации продукции компании «Альфа» по итогам I квартала 2015 года
Номенклатура продукцииОбъемы продаж за I квартал 2015 года (факт)
кол-во, кгцена, руб.сумма, руб.структура, %доходность, %доход от продаж, руб.

Мясопродукты, в т. ч.

742 553

238

176 467 928

100,0

37,0

65 233 021

Ветчины

42 185

253

10 672 805

6,0

33,2

3 543 371

Колбасы варено-копченые

94 835

310

29 398 850

16,7

40,6

11 935 933

Колбасы вареные

183 234

185

33 898 290

19,2

40,2

13 627 113

Колбасы полукопченые

78 812

355

27 978 260

15,9

31,9

8 925 065

Колбасы сырокопченые

45 758

395

18 074 410

10,2

39,5

7 139 392

Сардельки

88 292

172

15 186 224

8,6

34,3

5 208 875

Сосиски

209 437

197

41 259 089

23,4

36,0

14 853 272

Кондитерские изделия, в т. ч.

150 108

161

24 185 343

100,0

42,2

10 211 677

Торты

14 438

255

3 681 690

15,2

45,0

1 656 761

Печенье

60 779

112

6 807 248

28,1

47,5

3 233 443

Конфеты

56 345

197

11 099 965

45,9

38,0

4 217 987

Зефир

18 546

140

2 596 440

10,7

42,5

1 103 487

Всего по компании

892 661

 

200 653 271

  

75 444 698

Теперь произведем факторный анализ план-фактных отклонений дохода от реализации в соответствии с рассмотренными выше формулами. Для этого сначала выведем значения расхождений, а затем вычислим, какая их часть в доходе от продаж произошла под влиянием каждого из четырех факторов. Полученные данные расчетов оформим в аналитическую таблицу (см. табл. 3). Далее можем провести краткий анализ этих сведений.

таблица 3. Результаты расчетов влияния факторов на доход от продаж
Номенклатура продукцииПлан-фактные отклоненияВлияние факторов на доход, руб.
цена, руб.структура, %доходность, %количество, кгценаструктурасебестоимостьколичество

Мясопродукты, в т. ч.

    

238 932

14 822

-574 328

-1 971 618

Ветчины

3,0

0,87

-1,80

4578

42 016

30 721

-192 110

384 534

Колбасы варено-копченые

-5,0

0,97

2,60

4474

-192 515

116 269

764 370

563 098

Колбасы вареные

5,0

0,29

2,20

-7532

368 300

39 077

745 762

-560 155

Колбасы полукопченые

5,0

-1,50

-2,10

-11 146

125 705

-133 520

-587 543

-1 262 229

Колбасы сырокопченые

-5,0

-0,17

2,50

-1500

-90 372

-12 470

451 860

-234 038

Сардельки

7,0

-0,44

-0,70

-11 216

211 989

-23 037

-106 304

-661 699

Сосиски

-3,0

-0,01

-4,00

-2836

-226 192

-2219

-1 650 364

-201 129

Кондитерские изделия, в т. ч.

    

-78 948

-43 184

193 803

306 400

Торты

5,0

2,04

0,00

1979

32 486

33 758

0

227 090

Печенье

-3,0

-2,46

-0,50

-2098

-86 610

-79 646

-34 036

-111 614

Конфеты

-3,0

-0,06

1,00

2060

-64 233

-2699

111 000

154 212

Зефир

5,0

0,49

4,50

617

39 410

5403

116 840

36 712

Всего по компании

    

159 984

-28 362

-380 525

-1 665 218

Прежде всего, проверим точность полученных показателей. Сумма влияния всех факторов на отклонение дохода от продаж равна 1 914 122 рублям (159 984 — 28 362 — 380 525 — 1 665 218), что составляет 98,3 процента от общей суммы разницы между фактом и планом за I квартал 2015 года. Значит, предложенный метод анализа эффективный и высокоточный. Итоги обследования показывают, что самые крупные расхождения возникли из-за того, что компания реализовала меньше продукции, чем было в бюджете, и по более высокой себестоимости. Эти проблемы характерны для мясопродуктов, а по кондитерским изделиям за счет указанных факторов, наоборот, получен дополнительный доход. В то же время анализ данных по номенклатурным группам показывает большую разнородность влияния факторов на отклонения дохода от продаж. Поэтому финансовому директору «Альфы» стоит детально изучить процессы планирования реализации и ее динамику в прошедших периодах.

По моему мнению, данный инструмент факторного анализа позволяет в любой компании быстро выявить проблемные места в получении дохода от продаж и принять необходимые меры.

Об авторе

Алексей Гребенников

Общий страж работы в корпоративных финансах — 15 лет.

Наиболее значимые реализованные проекты: разработка и внедрение систем бюджетирования (долгосрочного — три года), факторного анализа результатов деятельности, бюджетного контроля над операционными затратами.

Материалы для скачивания:
Три важные новости об изменениях в налогах
№ 6, 2015
Три способа не платить налог с курсовых разниц