ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 18 из 29
Не прочитано
1 , Январь 2016
Школа финансового директора

Три этапа оптимизации затрат: как получить максимальный эффект

Елена Ютландова, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «НИИК», о том, как найти верный баланс при реализации программы по оптимизации затрат компании.

Прежде всего, определите, насколько финансово устойчива ваша компания. Для этого рассчитайте и проанализируйте рентабельность продукции, продаж, персонала и бизнеса в целом. Затем приступайте к оптимизации затрат. Этот процесс я разделяю на три этапа.

Этап 1. Диагностика текущего состояния

Классифицируйте затраты по степени управляемости.

Управляемые: полностью контролируются менеджментом и не влияют на производственную деятельность компании (ДМС, обучение, корпоративы и пр.). Вы можете себе позволить полностью ликвидировать эти статьи затрат.

Частично управляемые: существует возможность воздействовать лишь на некоторые компоненты (зарплата персонала, услуги охраны и пр.). Вы можете их частично сократить, но полностью это сделать невозможно.

Неуправляемые: затраты, на величину которых менеджмент повлиять не может (амортизация, арендная плата за земельный участок, налоги и пр.).

Порой кажется, что затраты управляемые, их можно сократить, но в итоге оказывается, что они приоритетны для вашей компании. То есть важно все статьи разделить еще и по приоритетности.

Высокоприоритетные. Статьи, прекращение финансирования которых обернется остановкой операционной деятельности. Например, оплата сырья и материалов для производства, оплата труда основных рабочих.

Приоритетные. Статьи, прекращение финансирования которых нанесет ущерб нормальному ведению бизнеса. Например, оплата мобильной связи ключевым работникам, оплата рекламы.

Допустимые. Статьи, которые желательно сохранить при наличии у предприятия свободных средств. Например, оплата санаторного лечения работников, оплата образовательных семинаров для сотрудников.

Ненужные. Статьи, прекращение финансирования которых не окажет существенного влияния на ведение бизнеса. Например, оплата отдыха руководителей.

Этап 2. Разработка инициатив операционных улучшений

Приведу примеры инициатив по сокращению затрат.

Транспорт. Можно сократить количество служебных машин либо вывести функции транспортного цеха на аутсорсинг, проработать логистику маршрутов.

Телекоммуникации. Введите лимит по расходам мобильной связи и ежемесячные отчеты за ее использование. Обязательно поясните сотрудникам, что компания готова компенсировать оплату мобильной связи, но только тех разговоров, которые касаются производственной деятельности.

Информационные технологии. Стандартизируйте требования к компьютерному оборудованию. Проведите аудит баз данных, ужесточите требования к их приобретению.

Электроэнергия. Введите программы экономии электроэнергии. Ограничьте освещение ночью не используемых помещений. Инициируйте установку энергосберегающих ламп.

Этап 3. Внедрение программы оптимизации затрат

Предлагаю рассмотреть следующие способы.

1. Снижение налоговых издержек. Передайте функции вспомогательных служб/производств на аутсорсинг. Организуйте структуру с упрощенной системой налогообложения.

2. Снижение затрат на содержание неиспользуемого имущества. Реализовывайте материалы, полученные при демонтаже оборудования. Продавайте, а не списывайте амортизированные основные средства.

3. Инновационное снижение издержек. Внедряйте более экономичные технологии и оборудование. Активно развивайте малозатратные производства.

Также, по моему опыту, оптимизации затрат способствует использование более дешевых материалов в производстве, не влияющих на качество, и централизация закупок.

Школа финансового директора

Узнать больше о том, как оптимизировать затраты и вывести предприятие из финансового кризиса, вы можете, ознакомившись с Елены Ютландовой на сайте Школы финансового директора по адресу www.school.fd.ru. Отметим, что это курс продвинутого уровня. То есть он доступен всем, кто набрал не менее 3000 баллов. Также среди продвинутых курсов хотим отметить видеозанятия «Управление дебиторской задолженностью» и «Налоговое планирование в период антиофшорного регулирования и санкций». А совсем скоро откроются такие курсы: «Актуальные схемы оптимизации НДС», «Финансовое планирование в ожидании рыночных потрясений». По итогам учебного года ученики, успешно сдавшие экзамены и набравшие более 15 000 баллов, получат Золотой именной сертификат Школы!

Об авторе

Елена Ютландова

В сфере корпоративных финансов работает около 20 лет. До прихода в ОАО «НИИК» проработала в должности финансового директора консалтинговых групп «Борлас» (системный интегратор) и «НЭО Центр» (оценка бизнеса, финансовое юридическое и налоговое консультирование). Наиболее важные реализованные проекты: постановка и организация процессов финансового учета и отчетности, бюджетирования и планирования; внедрение проектного учета; проведение финансово-экономического анализа деятельности компании и подразделений; разработка и сертификация системы управления компании по стандарту ИСО9001 (сертификат получен).

Как получать доход с каждого рубля: четыре инструмента управления валютными рисками
№ 1, 2016
Отчет о закупках сырья и материалов