ещё
свернуть
Все статьи номера
8 , Август 2017
Отчеты и анализ
Экономия

Сколько расчетных счетов нужно компании

  1. Закройте ненужные расчетные счета
    Определите, какие счета открывали для конкретных нужд и больше не используете. Закройте их, чтобы сэкономить.
  2. Выберите оптимальное количество счетов
    Большинству компаний достаточно счетов в трех банках. Определите для себя количество исходя из размера бизнеса.
  3. Выявите постоянные и переменные расходы
    Сложите постоянные расходы на расчетно-кассовое обслуживание и переменные на платежные поручения, которые понесет организация.
Андрей Головко, Руководитель казначейства ЗАО «АРИА-АиФ»

Компании не всегда нужны все ее расчетные счета. Проанализируйте, какие стоит использовать для консолидации денежных средств и оплат контрагентам, а какие закрыть. Чтобы оптимизировать расчетные счета компании:

  • проведите инвентаризацию открытых счетов, выявите, какие из них не используете, и закройте их в первую очередь;
  • определите, какие из счетов открыты в банках, подходящих на роль основного партнера;
  • выберите из оставшихся расчетных счетов в качестве дополнительных те, обслуживание которых обойдется дешевле.

Выявите расчетные счета, которые надо закрыть в первую очередь

Дополнительные расчетные счета компании обычно открывают под конкретные задачи: получение кредита, создание нового филиала и т. д. Если периодически, например раз в год, не проводить их инвентаризацию, может получиться, что задачу, для которой открыли счет, уже решили и не используете счет продолжительное время, а банк по-прежнему списывает комиссии за его ведение. В результате необоснованно возрастает соответствующая статья расходов.

Главное в статье СкрытьЧтобы установить, какие из счетов следует закрыть в первую очередь, каждый из них проанализируйте по нескольким критериям.

Проверьте, использует ли компания другие продукты соответствующего банка. Самые существенные — это кредиты в той или иной форме или инкассация. Стоимость этих продуктов значительна, гораздо выше, чем затраты на расчетно-кассовое обслуживание, и, соответственно, именно она определяет выбор банка.

Уточните, есть ли у компании заключенные с покупателями контракты, оплаты по которым поступают на определенный расчетный счет. Если контрагентов много, информировать их о смене платежных реквизитов компании неудобно.

Узнайте, действует ли договор с банком на выпуск зарплатных карт. Решение о смене банка по такому проекту нужно принимать с учетом нескольких факторов: удобство для сотрудников, возможность снятия денежных средств без комиссий в банкоматах других банков, величина комиссии за зачисление денежных средств на зарплатные карты, простота открытия новых карт.

Если у компании есть счета, которые она не использует несколько месяцев и для которых не выполняется ни одно из этих условий, скорее всего, их следует закрыть.

Выберите счета, которые оптимально подходят компании

Чтобы определить, какие счета следует оставить, оцените каждый из них с точки зрения объема совершаемых операций, а также договорных условий сотрудничества с банками, в которых они открыты.

Совет

Откройте счета в тех банках, услугами которых пользуется большинство ваших поставщиков, чтобы сократить расходы компании на расчетно-кассовое обслуживание

Мнение: банки, как у поставщика

Один из способов сократить расходы компании на расчетно-кассовое обслуживание — открыть счета в тех банках, услугами которых пользуется большинство ее поставщиков. Чтобы оценить такую возможность, проанализируйте все счета, на которые организация перечисляет деньги, и выберите те банки, в адрес которых перечисления максимальны. Затем рассмотрите те из них, в которых у компании нет своих счетов.
По каждому банку умножьте тариф за проведение платежей на их среднее количество за определенный период, например месяц, квартал, полгода или год. Так определите сумму, которую сэкономите, открыв счет в том или ином банке из сформированного перечня. Если она больше, чем затраты на открытие нового счета и его обслуживание за рассматриваемый период, переведите часть расчетов в новый банк.

Дмитрий Привалов, руководитель отдела управленческой отчетности группы компаний «Абсолют»

Большинству компаний достаточно расчетных счетов в трех банках. Когда определяете их количество для своей организации, исходите из размеров компании — например, у транснационального холдинга обслуживающих банков будет значительно больше.

Важно соблюдать баланс выгоды и риска — если сосредоточите все денежные средства в одном банке, то можете добиться лучших условий по расчетно-кассовому обслуживанию и меньших процентов по кредитам, но в то же время, если у этого банка возникнут проблемы, есть риск полной остановки платежей. Поэтому выберите один банк-партнер, который может быть основным кредитором компании, и поддерживайте отношения еще с одним-двумя банками, чтобы всегда иметь возможность быстро перебросить средства на другой расчетный счет.

Совет

Когда выбираете, в каком банке открыть счет, обращайте внимание, сколько времени занимают межбанковские переводы

Если управляете денежными средствами компаний, которые входят в группу или относятся к разветвленной филиальной сети, откройте для всех расчетные счета в одном банке. Так вы сможете:

  • добиться более выгодных условий банковского обслуживания. Увеличение объема поступающей выручки на расчетные счета повышает привлекательность клиента;
  • ускорить внутригрупповые расчеты. Когда нужно последовательно перечислить деньги через несколько компаний холдинга одним операционным днем, счета в одном банке могут стать решающим фактором;
  • получить возможность использовать специальные банковские продукты, такие как «кэш пулинг» или «овердрафт с общим лимитом», которые позволят повысить эффективность использования средств.

Желательно, чтобы основной банк соответствовал размерам компании: так она может стать его VIP-клиентом и получить более выгодные условия сотрудничества, чем в остальных случаях.

Если банк более мелкий, есть риск столкнуться с недобросовестным обслуживанием или потерять денежные средства. Кроме того, возможности более мелкого банка могут не соответствовать потребностям компании, например кредитный лимит на одного заемщика может быть меньше суммы заемных средств, которые ей необходимы. При сотрудничестве с более крупным банком можно рассчитывать только на типовые условия по расчетно-кассовым операциям и кредитам, которые он предлагает.

Если у компании открыто несколько расчетных счетов в разных банках, выручка от покупателей может поступать на любой из них.

Например, от оптовых покупателей оплата перечисляется на один расчетный счет компании, а от розницы инкассируется на другой. В такой ситуации многие предприятия проводят свои платежи по принципу «на каком счете есть деньги — с того и платим». Но целесообразнее консолидировать денежные средства в банке, который взимает минимальные комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и начисляет проценты на остаток. Это позволит минимизировать расходы.

Чтобы выбрать банк с наиболее выгодными условиями обслуживания, проанализируйте постоянные и переменные расходы на ведение расчетного счета.

Разберем ситуацию на примере компании, у которой открыты расчетные счета в нескольких банках. Чтобы определить, какой из них предлагает наиболее выгодные условия по расчетно-кассовому обслуживанию, необходимо оценить как постоянную, так и переменную составляющие расходов на обслуживание. Расчеты можно выполнить не на весь год, а, например, на полгода.

Постоянные расходы на содержание расчетного счета за шесть месяцев, руб.
1. Банк2. Ведение счета при использовании системы «Банк-Клиент»3. Ежемесячная плата за «Банк- Клиент»4. Постоянные расходы на ведение счета за шесть месяцев ((ст. 2 +ст. 3) × 6 мес.)
Альфа5008608 160
Бета5001 30010 800
Гамма09005 400
Дельта5004505 700
Тета1 00070010 200
Йота5006506 900
Каппа1 00080010 800

Постоянные расходы компании на расчетно-кассовое обслуживание складываются из ежемесячной оплаты партнеру за ведение счета и платы за пользование системой «Банк-Клиент». Минимальная стоимость обслуживания у Гаммы, второе место — у Дельты, а третье — у Йоты.

Внимание!

Переменная составляющая важнее постоянной, если определяете расходы на расчетно-кассовое обслуживание

Переменные расходы зависят от того, сколько в среднем платежей в день проводит компания. Чтобы их рассчитать, необходимо умножить среднее количество платежей в день на стоимость платежного поручения и на количество рабочих дней в периоде.

Переменные расходы на расчетно-кассовое обслуживание за шесть месяцев, руб.
БанкСтоимость платежного порученияОпераций в день
1050100
Альфа2529 000145 000290 000
Бета2529 000145 000290 000
Гамма2529 000145 000290 000
Дельта3034 800174 000348 000
Эпсилон2529 000145 000290 000
Дзета2529 000145 000290 000
Ита2529 000145 000290 000
Тета2529 000145 000290 000
Йота2529 000145 000290 000
Каппа3034 800174 000348 000

Например, в полугодии — 116 рабочих дней. Рассмотрим три варианта: когда у компании в день проводится в среднем 10 платежей, 50 и 100.

Даже если у компании небольшое количество платежей, расходы на платежные поручения значительно превышают постоянные расходы на расчетно-кассовое обслуживание. Чем больше срок работы компании и количество платежей, тем большее значение имеет стоимость платежного поручения.

Чтобы определить, сотрудничество с каким банком из рассматриваемых обойдется компании дешевле всего, потребуется просуммировать постоянные расходы на расчетно-кассовое обслуживание и расходы на платежные поручения, которые понесет организация.

Теперь лидер меняется: на первом месте — Эпсилон, на втором — Ита, на третьем в зависимости от количества платежей в день — Гамма или Тета.

Главное в статье СкрытьСтоимость расчетно-кассового обслуживания за шесть месяцев, руб.
1. Банк2. Постоянные расходы на ведение счета10 платежей в день50 платежей в день100 платежей в день
3. Переменные расходы4. Общие расходы на РКО (ст. 2 + ст. 3)5. Переменные расходы6. Общие расходы на РКО (ст. 2 + ст. 5)7. Переменные расходы8. Общие расходы на РКО (ст. 2 + ст. 7)
Альфа8 16029 00037 160145 000153 160290 000298 160
Бета10 80029 00039 800145 000155 800290 000300 800
Гамма5 40029 00034 400145 000150 400290 000295 400
Дельта5 70034 80040 500174 000179 700348 000353 700
Эпсилон7 20023 20030 400116 000123 200232 000239 200
Дзета21 54029 00050 540145 000166 540290 000311 540
Ита8 10023 20031 300116 000124 100232 000240 100
Тета10 20025 52035 720127 600137 800255 200265 400
Йота6 90029 00035 900145 000151 900290 000296 900
Каппа10 80029 00039 800145 000155 800290 000300 800

Главное в статье Скрыть 

Совет: верифицируйте платежи

Чтобы ускорить оплаты и сократить расходы на расчетно-кассовое обслуживание, удобно использовать инструмент «верификация платежей». Он помогает определить, какие перечисления компания может произвести в рамках одного банка.
Все, что от вас для этого потребуется, — ежедневно анализировать платежные поручения из утвержденного на день реестра платежей. Если у компании открыт счет в том же банке, в который она должна перечислить деньги за товар поставщику, то платеж следует провести с этого счета.
Например, у компании нет расчетных счетов в ВТБ, Абсолют-банке, Альфа-банке и банке Авангард. Значит, при работе с ними не удастся избежать комиссии.
В графе «Нет комиссии» отмечены те операции, по которым совпадают банк плательщика и банк получателя. Маркер используем, если у компании есть счет в том банке, куда она должна перевести деньги поставщику, но платить планирует с другого счета. Выявленные несоответствия можно исправить, запланировав платежи со счетов в тех же банках, что и у получателей. Чтобы при этом избежать кассовых разрывов, после процедуры проверки предстоящих перечислений необходимо установить, как перераспределить денежные средства между счетами компании, чтобы на тех из них, с которых следует провести платежи, хватило денег.

Дмитрий Привалов, руководитель отдела управленческой отчетности группы компаний «Абсолют»

Оценивая расходы на расчетно-кассовое обслуживание, обращайте внимание на переменную составляющую — затраты, которые зависят от количества документов или суммы операций.

Верификация платежей
Платежное поручениеБанк плательщикаБанк получателяНет комиссииНельзя исключить комиссию
147Сбербанк РоссииВТБ 
148Сбербанк РоссииСбербанк России 
149Сбербанк РоссииВТБ 
150Сбербанк РоссииАбсолют-банк 
151ГазпромбанкСбербанк России  
152ГазпромбанкСитибанк  
153ГазпромбанкАльфа-банк 
154ГазпромбанкГазпромбанк 
155СитибанкАвангард 
156СитибанкГазпромбанк  
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
В скольких банках у компании должны быть расчетные счета?
количество банков индивидуально, исходите из размеров компании. Но большинству компаний достаточно расчетных счетов в трех банках. Выберите один банк-партнер, который может быть основным кредитором компании, и поддерживайте отношения еще с одним–двумя банками, чтобы всегда иметь возможность быстро перебросить средства на другой расчетный счет.
в трех;
количество банков индивидуально для разных компаний.
Материалы для скачивания: