ещё
свернуть
Все статьи номера
8 , Август 2017
Отчеты и анализ
Неликвиды

Рабочая схема превращения неликвидных запасов в деньги

Как выявить неликвидные активы и что с ними делать. Компании регулярно не хватает оборотных средств? Не спешите обращаться за кредитом. Для начала проверьте оборотные активы. Резервы могут быть заморожены в запасах, основных средствах, объектах незавершенного строительства или нематериальных активах.

Валерий Серков, Начальник службы внутреннего контроля АО «Издательство Просвещение», CIA, CFE

Неликвиды не только лишают компанию прибыли и создают дополнительные расходы на их содержание, но часто приводят к негативным последствиям.

Во-первых, правоохранительные органы могут обвинить компанию в мошенничестве за искажение финансовой отчетности. Во-вторых, банк может начислить штраф или расторгнуть договор за нарушение ковенант ликвидности. В-третьих, внешние аудиторы могут выдать отрицательное заключение или заключение с оговорками.

Кроме того, некорректная финансовая отчетность может сформировать у собственников компании неверное представление о реальной ситуации в бизнесе.

Расскажу, как выявить неликвиды в активах компании, и дам рекомендации, как с ними поступить.

Товарно-материальные ценности

Неликвидные запасы на складе приводят к общему снижению эффективности организации. Если деньги заморожены в излишних остатках, значит, есть риск нехватки оборотных средств и компания будет вынуждена использовать заемное финансирование для текущей деятельности.

Продукция, которую произвели или закупили для последующей перепродажи, может стать неликвидом. Причин несколько:

  • истекает срок годности;
  • появились дешевые аналоги;
  • упал спрос.

Как выявить. Проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость в детализации по товарно-материальным ценностям по счетам: 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».

Обратите внимание на движение по остаткам. Если изменений нет более полугода или остатки только растут — это признаки неликвида.

Далее посчитайте период оборота каждой позиции и сравните со сроком его годности. Срок годности меньше? Значит, у товара низкая ликвидность.

По признакам неликвида попросите ответственных менеджеров написать служебную записку. В ней указать причины сложившейся ситуации.

Что делать. Если проверка показала, что у части товарно-материальных ценностей низкая оборачиваемость или их не удастся продать по рыночной цене до истечения срока годности, выясните причины низкого спроса. Для этого проанализируйте рынок, возможно, у конкурентов появился более дешевый аналог.

Совместно с руководителями коммерческих подразделений разработайте план действий, чтобы реализовать неликвидный товар. Например, снизьте цену или предложите покупателям дополнительные бонусы за покупку продукции.

С неликвидных материалов или полуфабрикатов тоже можно получить выгоду. Например, старые металлические запчасти продайте как лом, а упаковочный материал — как макулатуру. Так вы сможете минимизировать убытки и высвободить из запасов часть денег.

Опыт

Компания, где я раньше работала, занимается оптово-розничной торговлей строительным оборудованием и комплектующими. Мы определили для себя два критерия, по которым складские запасы товаров считали неликвидными: отсутствие движения товара на складе в течение шести месяцев или рентабельность инвестиций в ТМЦ за шесть месяцев не более 5 процентов.
Соответствующие этим критериям товары в учете перемещали на виртуальный склад неликвидов. Эту операцию мы выполняли в учетной программе с помощью групповой обработки справочников и документов.
Такое решение позволило нам оптимизировать учет. Когда анализировали отчеты о движении товаров, могли выделить неликвидные ТМЦ, исключить их из общего отчета или, наоборот, сформировать отчет только по неликвидным товарам.
Следующий шаг в работе с неликвидами — мы сгруппировали ТМЦ по степени трудности реализации:
условно неликвидные товары — те, на которые есть спрос в определенный сезон или в компаниях с определенной спецификой;
труднореализуемые товары — те, на которые низкий спрос независимо от каких-либо факторов;
товары, не подлежащие реализации, — те, которые невозможно реализовать по различным причинам.
По первой и второй группам неликвидов совместно с коммерческой службой продумывали стратегию продаж.
Для условно неликвидных товаров стимулировали сбыт с помощью системы умеренных скидок и персональных условий для клиентов.
Труднореализуемые товары продавали с помощью акций «Два по цене одного» или «Подарок за покупку».
Неликвиды из третьей группы обычно решали списать или утилизировать. От утилизации мы получали доход, который частично компенсировал убытки от ТМЦ, которые списали.

Евгения Губарева, директор по экономике и финансам консалтинговой компании «ФинПлюс»

Основные средства и объекты незавершенного строительства

Организация не только теряет прибыль из-за неликвидных основных средств (ОС) и объектов незавершенного строительства, но и тратит деньги, чтобы их содержать.

Как выявить. Чтобы выявить признаки низкой ликвидности в объектах незавершенного строительства, проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если по счету нет движений более полугода плюс отсутствуют операции по начислению капитальных вложений (по дебету счета 08), это признаки неликвида.

Далее проанализируйте состав основных средств компании. Признаки низкой ликвидности:

  • консервация;
  • неудовлетворительное техническое состояние;
  • простой.

Чтобы выявить объекты, которые перевели на консервацию, запросите в бухгалтерии соответствующие приказы.

Проанализируйте количество сломанных или простаивающих основных средств. Для этого распорядитесь провести внеплановую инвентаризацию и технический осмотр. В инвентаризационную комиссию включите квалифицированных специалистов, например механиков, электриков и др. По окончании мероприятия запросите выдать соответствующее заключение.

Что делать. Если в компании присутствуют зависшие объекты незавершенного строительства, узнайте причину такой ситуации. Информацию запросите у начальников технических отделов или отделов капитального строительства и ремонта.

Причина простоя — нехватка средств, чтобы ввести объект в эксплуатацию? Проанализируйте экономическую целесообразность таких расходов. Если затраты превышают планируемую прибыль, рассмотрите возможность приостановить финансирование таких объектов. Так компания сможет направить сэкономленные средства в другие, более рентабельные проекты. Если расходы обоснованны, рассмотрите возможность скорректировать бюджет и выделить денежные средства.

Проанализируйте результаты инвентаризации и технического осмотра основных средств. По законсервированным объектам или тем, которые предстоит законсервировать, уточните у ответственных лиц срок консервации и дальнейшие планы по использованию этих ОС.

Если срок простоя основного средства более года или причина консервации — упал спрос на продукцию, рассмотрите возможность сдать такой объект в аренду или реализовать.

Если основные средства требуют ремонта, оцените их стоимость и сравните с выгодой использования такого ОС. Рассмотрите возможность продать те объекты, которые компания не использует.

Нематериальные активы

В этом виде активов низкая ликвидность может быть в объектах интеллектуальной собственности. Например, в изобретениях, полезных моделях, ноу-хау. Но чаще всего опасность представляют объекты программного обеспечения (ПО). Одна из главных причин — их никто не использует, но руководители отдела информационных технологий (ИТ) продолжают включать в бюджет расходы на их содержание.

Как выявить. Запросите список всего программного обеспечения, которое есть в компании, и количество действующих лицензий. Попросите руководителя ИТ сопоставить список лицензий с количеством сотрудников, которые реально используют программы. Здесь вы можете понять, сколько ненужных лицензий компания оплачивает.

Часто компания платит за ПО, которое не использует

Далее совместно с руководителем отдела информационных технологий разделите все программное обеспечение на три группы.

К первой группе отнесите те программы, без которых компания обойтись не может и использует их в полном объеме. Например, «1 °C», «Банк-Клиент». Во вторую включите продукты, чьи функции сотрудники задействуют частично. В третью пойдет все активное ПО, которое компания не использует.

Все программы, которые отнесли ко второй и третьей группам, — неликвиды.

Что делать. По программному обеспечению из второй группы рассмотрите возможность приобрести лицензию только к тем модулям, которые нужны для работы.

Что касается ПО из третьей группы, выясните причину простоя. Если их приобретали под проект, который впоследствии закрыли, такое программное обеспечение нужно отключить и списать.

Программа необходима, ее давно установили. Но до сих пор не используют, потому что никто из персонала не знает, как в ней работать? Распорядитесь подготовить инструкцию пользователя и обучить сотрудников. Так вы повысите отдачу от таких активов.

Если компания продает программное обеспечение, запросите информацию у начальников отдела продаж и маркетинга по планам реализации таких нематериальных активов. Если актив нельзя использовать внутри компании или реализовать, дайте распоряжение бухгалтерам списать его на расходы компании.

Решение

Поделюсь опытом борьбы с неликвидами одного из клиентов нашей компании. Организация разбила свои подразделения на центры финансовой ответственности (ЦФО). Каждый ЦФО получил в управление определенный вид активов:
готовая продукция, дебиторская задолженность — ЦФО «Продажи»;
незавершенное производство — ЦФО «Производство»;
товары, материалы на складах — ЦФО «Закупки»;
основные средства — ЦФО «Имущество»;
товарные знаки, знаки обслуживания — ЦФО «Маркетинг»;
НИОКР, изобретения, промышленные образцы, полезные модели — ЦФО «Разработки»;
компьютерные программы, сайты в интернете — ЦФО «Информационные технологии».
В KPI соответствующего ЦФО компания включила показатели «Доля неликвидных активов». Так они заинтересовали подразделения в работе по снижению неликвидов.
Также компания регулярно проверяет активы «без движения» и оценивает возможность их дальнейшего использования. Для таких целей она сформировала инвентаризационные комиссии, в состав которых входят сотрудник отдела бюджетирования, бухгалтер по соответствующему участку, ответственный сотрудник от ЦФО.
Ежеквартально компания проводит инвентаризации активов «без движения» по следующим группам: шесть месяцев, девять месяцев, один год, свыше года. Каждую позицию в перечне объясняют и оценивают возможность ее использования либо реализации. После на бюджетном комитете менеджмент компаний рассматривает исполнение ЦФО показателей по борьбе с неликвидами.

Дмитрий Николаев, аудитор ООО «БалансАУДИТ», к. э. н.