ещё
свернуть
Все статьи номера
8 , Август 2017
Люди и развитие
Казначейство

Каким должен быть эффективный казначей

Как найти хорошего казначея? Многие организации банкротятся не из-за отсутствия прибыли, а из-за нехватки денег и невозможности платить поставщикам, налоги и зарплату. Для этого нужен казначей. Найдите специалиста, который точно знает, что нужно вашему бизнесу.

Екатерина Ярина, Финансовый директор Royal Canin

Необходимые для работы навыки руководителя казначейства отличаются в зависимости от юридической структуры компании, количества банков, объема валютных операций. Если нанимаете нового специалиста, проверьте, был ли у него опыт, аналогичный тому, который он мог бы получить в вашей организации. Лучше всего с задачами справится тот, кто работал в подобной компании и знает, какие сложности ждут ее на текущем этапе развития.

Навыки для любой компании

Руководитель казначейства отвечает за получение кредитов, выпуск акций или облигаций, но необходимые ему навыки могут отличаться в зависимости от: 

  • сложности юридической структуры;
  • количества банков-партнеров;
  • объемов валютных операций;
  • потребностей в финансировании.

Независимо от размера компании руководителю казначейства важно управлять свободными денежными средствами, чтобы остатки денег на текущем счете были минимальными. Он должен соблюдать валютное законодательство, чтобы избежать штрафов, и уметь наладить процесс планирования платежей. Тогда у компании будут денежные средства в нужной валюте, в необходимом размере, на правильных счетах, в требуемое время. Также от того, как руководитель казначейства наладит работу с банками для обеспечения текущих нужд компании и для кредитов, зависит, будет ли организация зависеть от одного банка.

Для начальника также важны способность к обучению и лидерские компетенции, такие как умение работать в команде и строить отношения в коллективе, стрессоустойчивость.

Пример: пережить кризис

Во время кризиса в 2014 году продукцию компании, в которой я на тот момент работала, стали плохо покупать. Из-за падающих продаж, производства, которое мы продолжали по инерции, и растущих долгов поставщикам начались кассовые разрывы. Банки перестали давать кредиты, и мы в ручном режиме контролировали выплаты налогов, зарплаты и расчеты с партнерами.
Это продолжалось два месяца, до тех пор пока ситуация на рынке немного не стабилизировалась. Всем руководителям финансового департамента требовалось точно планировать на ежедневной основе, общаться с недовольными клиентами по поводу задержек оплаты. У начальницы казначейства, у которой это был первый опыт работы на руководящей позиции, такое положение дел вызвало стресс.
Когда кризисная ситуация закончилась, сотрудница, хоть и справлялась со своей работой, решила покинуть компанию, а мне пришлось срочно нанимать другого специалиста.
Вывод, который я сделала: стрессоустойчивость и способность работать в кризисных ситуациях — важные качества для казначеев, особенно на нестабильных рынках.

На мой взгляд, наличие какого-то специализированного образования для казначеев необязательно, но желательно иметь базовое образование в сфере финансов, экономики или инвестиций. Руководитель должен понимать, как работают финансовые рынки, взаимосвязь различных показателей в отчетности компании, общий процесс планирования. Плюсом может быть банковский опыт, поскольку он помогает понять, как работает кредитная организация и как быстрее решать с ней вопросы.

Необходимо, чтобы кандидат был готов постоянно изучать нововведения или изменения в законодательстве. Для этого он может взаимодействовать с банкирами и консультантами, которые обычно первыми узнают об изменениях. Сфера финансовых технологий одна из самых динамичных, появляются новые способы платежей, криптовалюты, поэтому для главного казначея важно быть в курсе тенденций, чтобы находить новые безопасные точки роста для компании. Уточните, интересуется ли соискатель новостями на рынке финансов и технологий.

Опыт, который зависит от размеров бизнеса

В крупных компаниях главный казначей может иметь больше управленческих обязанностей или стратегических задач, например выбирать источники финансирования, разрабатывать стратегии хеджирования валютных рисков, управлять инвестициями. Операционные задачи при этом выполняют сотрудники казначейства или бухгалтерии. Например, они могут готовить прогнозы платежей и отчеты о фактическом движении денежных средств, отвечать за выплату кредитов или дивидендов. Вот какие вопросы на собеседовании задать претенденту в зависимости от размера и этапа развития бизнеса.

Навыки руководителя казначейства на разных этапах развития компании
Размер и фаза развития компанииРуководитель казначейства должен уметь
Стартап, бурный рост, возможен выход на рынки капиталаВыстраивать процессы планирования денежных средств;
искать источники финансирования под различные сценарии роста;
работать с инвесторами или инвестиционными банками и привлекать финансирование
Средний или крупный бизнес, стабильный рост, в том числе за счет приобретения других компанийПоддерживать текущую работу казначейства;
обеспечивать бесперебойные платежи в требуемых валютах;
интегрировать денежные потоки новых юридических лиц;
участвовать в построении оптимальной юридической структуры компании;
работать с банками;
соблюдать валютный контроль;
управлять финансовыми инвестициями;
внедрять новые решения для работы с платежами от клиентов;
контролировать денежные потоки холдинга;
руководить командой
Средний или крупный бизнес в стадии зрелостиПоддерживать текущую работу казначейства;
обеспечивать бесперебойное финансирование;
оптимизировать расходы на банковское обслуживание;
автоматизировать процессы; руководить командой

Стартапы и небольшие компании, которые быстро растут. Если у вас небольшая компания, в финансовом отделе которой работают не более 10 человек, то, скорее всего, понадобится либо один казначей-специалист, либо бухгалтер, который отвечает за банковские операции.

Если нанимаете казначея, такому сотруднику придется выстроить бизнес-процессы под нужды компании, наладить планирование платежей, выбрать необходимый банк или поддерживать отношения с имеющимся, оценить стоимость финансирования, которое уже есть у компании, или найти более оптимальные варианты на рынке. Помимо этого, если компания проводит валютные операции, он должен проверить соблюдение валютного законодательства.

Скорее всего, специалисту понадобится работать в информационной системе и с документами, составлять отчеты, проверять заявки на оплату и следить за потоками денежных средств. Поэтому он не должен бояться многозадачности.

Чтобы проверить, обладает ли выбранный вами кандидат нужными качествами, во время интервью спросите его об опыте, узнайте, какие основные задачи он выполнял ранее, с каким количеством банков и видом казначейских операций работал, насколько отлаженным был процесс планирования движения денежных средств.

Уточните, сталкивался ли с хеджированием, экспортом или импортом, дивидендами и прочими техническими задачами, которые вы можете применять в небольшой компании.

Средние и крупные компании, которые стабильно растут, в том числе за счет покупки других организаций. Если в компании налажены бизнес-процессы, главному казначею понадобится поддерживать текущую работу. В растущих компаниях специалист должен интегрировать денежные потоки новых юрлиц, работать с банками, управлять финансовыми инвестициями и денежными потоками внутри холдинга.

Выяснить, имеет ли специалист нужные навыки, помогут вопросы:

  • были ли случаи, когда кто-то просил срочно оплатить незапланированный счет? Что вы в таких случаях делали;
  • какие задачи вы считаете главными для руководителя казначейства и почему;
  • были ли примеры сложных ситуаций, например кассовый разрыв, финансовый или валютный кризис? Расскажите, как решили проблему;
  • были ли сложности в коллективе? Какие выводы извлекли?

Из обсуждения вы поймете, сможет ли кандидат работать в нестабильных условиях, как поступит, если ситуация в компании изменится, умеет ли влиять на других. Важно определить, будет ли полезен специалист в случае кризиса, хорошо ли он понимает, как надо действовать при неопределенности.

Компания в стадии зрелости. Когда крупная компания стабильно работает, руководителю казначейства надо понимать, как выстроены потоки денежных средств в холдинге, как ими управлять, как и через какие юридические лица группы выводить деньги акционерам. Важно, чтобы он умел взаимодействовать с налоговыми специалистами и юристами, особенно если компания сокращает издержки. Ему придется выстроить структуру управления деньгами, которая отвечает требованиям законодательства.